Перейти к основному содержанию
База практик ревитализации Состояние языков России Задокументированность языков России

Культура и социум

К этой категории относятся все практики, так или иначе связанные с функционированием языка в обществе.

Все практики этой категории разделены в Базе на девять подкатегорий:

1. «PR»: к данной подкатегории относятся действия, привлекающие внимание того или иного языкового сообщества к их языку и проекту ревитализации при помощи освещения процесса ревитализации, жизни и состояния языка и деятельности различных людей, связанной с языком в газетах, на телевидении и интернете. Как показывают некоторые исследования [Heinrich 2018], такие практики положительно влияют на уровень активного вовлечения языкового сообщества и соседних сообществ в процесс ревитализации. Сюда относятся практики освещения реализующихся мер по ревитализации, интереса к языку, в том числе, за пределами языкового сообщества, а также успехов обучающихся этому языку или на этом языке.

2. «Досуг»: все виды деятельности на языке, предназначенные для развлечения и отдыха, а также различные предметы, составляющие неотъемлемую часть таких типов деятельности (например, настольные игры).

3. «Массовые мероприятия»: организация и проведения различных массовых мероприятий (например, конференций, семинаров, лекториев, мастер-классов, конкурсов по языковой компетенции, фестивалей, праздников, спектаклей в театрах, концертов, открытых микрофонов, спортивных мероприятий)частично или полностью на языке.

4. «Религиозные практики»: проведение религиозных обрядов на языке.

5. «Семья и быт»: практики «Семейный досуг» и «Полиязычное общение в семье» этой подкатегории направлены на регулирование, планирование или собственно использование языка внутри семьи, в первую очередь для сохранения и восстановления межпоколенческой передачи языка.

6. «Туризм»: проведение экскурсий или обеспечение экспозиций аудиогидами на языке.

7. «Другое»: к данной подкатегории относятся все остальные практики использования языка в обществе, которые достаточно уникальны и не попадают в выделенные подкатегории, например, клубы по интересам с общением на языке, обслуживание на языке.

Для большинства практик этой категории существенны следующие параметры:

1. Принадлежность к той или иной сфере (например, такими тегами как «учреждения», «в транспорте», «продукты питания», «сувениры»);

2. Наличие или отсутствие доступа через сеть Интернет (теги «онлайн» и «офлайн»);

3. Существующее законодательство: является ли такая практика обязательной (тег «законодательное требование») на конкретной территории, возможной при желании граждан или не регулируемой законодательством (тег «законодательная возможность»).

Подписаться на Культура и социум